В далеком 1973 году Леонид Гайдай снял восхитительный фильм, который вот уже 43 года с удовольствием смотрят многие, и не только в России. О чем этот фильм? О волшебной силе науки, способной в одночасье перенести самодержца российского Ивана Васильевича Грозного в обычную московскую квартиру, а на его место отправить трусливого управдома и мелкого жулика в придачу.
“Однажды простой московский инженер Тимофеев испытал потрясение от собственного изобретения: начала действовать машина времени, соединив его квартиру с палатами великого государя Ивана Васильевича Грозного в далеком прошлом. Попав в современную советскую Москву великий царь, конечно горевал по роскошной прежней жизни, однако в тоску и отчаяние не стал впадать… – не до того было.” Вот вкратце сюжет фильма.
Казалось бы, простенько и незатейливо. Но это же Гайдай! “Царь (советского кинематографа), просто царь!” (Куда там Михалкову!) Да не один, а со “свитой” – созвездием блистательных актеров, позволивших сотворить из фильма форменное безобразие 🙂 форменный шедевр! Вот они, Звезды:
Александр Демьяненко — Александр Сергеевич Тимофеев (Шурик), инженер-изобретатель
Юрий Яковлев — Иван Васильевич Бунша, управдом / Иоанн Васильевич Грозный, царь
Леонид Куравлёв — Жорж Милославский, квартирный вор-рецидивист
Савелий Крамаров — Феофан, писарь Посольского приказа
Наталья Селезнёва — Зинаида Михайловна Тимофеева (Зиночка), киноактриса и жена Шурика
Наталья Белогорцева-Крачковская — Ульяна Андреевна, жена Бунши
Владимир Этуш — Антон Семёнович Шпак, зубной врач, сосед Шурика
Михаил Пуговкин — Карп Савельевич Якин, кинорежиссёр
Сергей Филиппов — шведский посол
Съёмки фильма начались в мае 1972 года и проходили в следующих местах:
Видеоклип к песне «С любовью встретиться / Звенит январская вьюга» — Ялта.
Резиденция Ивана Грозного — Ростовский кремль.
Дом Шурика — дом № 13 (строение 1) по Новокузнецкой улице в Москве, примерно посередине между станциями метро «Новокузнецкая» и «Павелецкая». В нём находился магазин «Светоч» (часть вывески видна в кадрах).
Также магазин «Радиотовары» располагался в доме на Новокузнецкой улице.
Вид с балкона — кроме вида из дома на Новокузнецкой, панорама Москвы-реки и начала Кутузовского проспекта, снятая с высотного здания на Калининском.
Машина милиции отъезжает от здания гостиницы «Союз», расположенного на Университетском проспекте, в непосредственной близости от киностудии «Мосфильм», а машина «Скорой помощи» — от 17-го подъезда телецентра Останкино.
Маршруты машин Якина, милиции и «Скорой помощи» — Поварская улица, Калининский проспект, Бородинский мост.
Все внутренние интерьеры: подъезд дома Шурика, лифт, лестничные площадки, квартиры Шпака и Шурика, а также царские палаты — всё это снималось в одной и той же декорации на киностудии.
Задолго до вхождения индустрии рекламы в советский (впоследствии российский) кинематограф, Леонид Гайдай включил в свой фильм эпизоды, которые вполне могут восприниматься как скрытая реклама:
Жорж Милославский, найдя в квартире Шпака 20 (впоследствии 100) рублей, произносит, с нотками издёвки, известный в советское время рекламный лозунг сберкассы:
“Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе!”
И, после небольшой паузы, добавляет:
“…если конечно они у вас есть!”
Также, герой Леонида Куравлёва появляется в кадре с пачкой сигарет «Marlboro».
Оригинальная пьеса Михаила Булгакова, по которой создан сценарий фильма, была написана в 1935 году и отображалат быт и технические детали 1930-х годов, в то время как фильм был снят в 1973 году. Все бытовые действия в пьесе происходят в коммунальной квартире. В фильме же персонажи живут в отдельных квартирах.
Вот так Гугл отметил годовщину выхода фильма на экран:
А вот примеры афиш и постеров от 70-х годов до наших дней: