На смену «Ракетам» приходят «Валдаи»

  Комментариев к записи На смену «Ракетам» приходят «Валдаи» нет

Не так давно, буквально в 2013 году в Москве после долгого перерыва вновь появилась пара теплоходов на подводных крыльях типа «Ракета». Изящным скоростным судам к тому времени уже перевалило за 50 лет, но несмотря возраст, крепость их корпусов была признана удовлетворительной (все-таки советская постройка!), их служба продолжается. Однако, на тот момент это были практически единственные оставшиеся «в живых» «Ракеты». И вот, спустя больше полувека в России возрождается постройка гражданских скоростных пассажирских судов на подводных крыльях.

Наверняка, многие еще помнят те славные времена, когда многочисленные «Ракеты», «Кометы», «Восходы» и «Метеоры» бороздили ведущие водные артерии СССР, позволяя за несколько часов добраться от Ярославля до Самары, или от Ялты до Сочи. Интервал движения судов по Волге, еще в 1990-ом году составлял порядка 15 минут, что, конечно же, было очень удобно. В середине 90-х «Ракеты» начали исчезать — суда, но не потребность в них, оказывается, они нужны речному флоту России, как воздух.

Отечественные кораблестроители по праву гордились пассажирскими теплоходами на подводных крыльях. Головное судно проекта «Ракета», построенное на заводе «Красное Сормово», поступило в эксплуатацию в 1957-ом году. Как раз к международному фестивалю молодежи и студентов в Москве, представив миру гениальные разработки советских ученых. С 1959 по 1976 год массовое производство «Ракет» происходило на феодосийском судостроительном заводе «Море». За эти годы было сооружено порядка 400 теплоходов. Им на смену пришли «Метеоры» — более комфортные и отвечавшие требованиям времени суда. Для эксплуатации на Черном море с 1960-го года строились «Кометы» — суда, рассчитанные на работу в условиях более сильного волнения. Это была эпоха освоения космоса, веры в научно-технический прогресс и торжество социалистических идей. «Ракеты» быстро стали очень популярны, их название стало нарицательным и зачастую все суда подобного типа именовали именно «Ракетами». Поездка на таком теплоходе по живописным местам была любимейшим и относительно дешевым, видом семейного отдыха советского человека. Да и просто прекрасной возможностью за считанные часы преодолеть большие расстояния по родной стране. В 2013 году в июле мы всей семьей с большим удовольствием прокатились на «Ракете» каналу имени Москвы.

Что же представляет из себя ракета с точки зрения простых цифр?

Водоизмещение: 18 т (порожнее), 25,3 т (полное)
Длина — 27 м
Ширина — 5 м
Высота — 4,5 м
Осадка: 1,8 м (на стоянке), 1,1 м (при ходе на крыльях)
Движитель — один гребной винт
Скорость хода: 70 км/ч (максимальная), 60-65 км/ч (эксплуатационная)
Автономность плавания — 600 км
Пассажировместимость — 64—66 человек

Ничего себе, да? 70 км/ч по воде! Даже сейчас это кажется почти фантастикой. Однако, и это не предел: российские военные корабли на подводных крыльях типа МРК-5, «Ураган», «Шторм», «Антарес», «Вихрь» — развивают скорость до 110 км/ч.

Увы, в «лихие девяностые» строительство подобных теплоходов прекратилось, поскольку они казались «нерентабельны» в условиях рыночной экономики — так проще было продать их в частные руки. И сегодня скоростных судов на российских реках практически не осталось. Есть два «Метеора», обслуживающих пригородную линию вокруг Ярославля, несколько восстановленных «Ракет» и «Восходов» на Москва-реке, и еще несколько «Метеоров» выполняющих экскурсионные рейсы от Санкт-Петербурга до Петергофа. В остальном же, работающие в наше время на пассажирских линиях речные корабли слишком медленные, их скорость не превышает 25 км/час. Как утверждают специалисты, учитывая цену топлива и маршруты на Российских реках, чтобы теплоход был современным и рентабельным, нужен совершенно новый тип, способный разгоняться до 40 км/час как минимум. И крылатые «Ракеты» нового поколения идеально подойдут для восполнения этой ниши.

full-valday-1464260006Ещё несколько лет назад на государственном уровне был проведен конкурс на разработку новых моделей судов на подводных крыльях, способных стать достойными продолжателями славных традиций отечественного кораблестроения. Победителем конкурса был назван проект ЦКБ им. Крылова (г. Нижний Новгород). Прототип «Валдай 45» — быстроходное судно с углепластиковым корпусом длиной 21 метр, вмещающее до сорока пяти пассажиров и способное развивать скорость до 60 км/час. И сколько бы ни злословили злопыхатели, но, пройдя все необходимые испытания, судно запущено в серийное производство. Учитывая, что Нижегородские верфи способны выпускать по нескольку теплоходов в месяц, совсем скоро на водных линиях страны будет работать порядка полутысячи «Валдаев».

Комментарии

blogsiam