Прощание с Политехническим

Прощание с Политехническим

Вчера после “ночи музеев” состоялось официальное закрытие Московского Политехнического музея на реконструкцию.

Здание Московского Политехнического МузеяЗдание Московского Политехнического музея

Космические корабли, роботы, деревянные часы, подкованные блохи, фототехника, голография, световоды, авиация, геология, технология, химия, автомобили, макеты производств, заводов, станций, кораблей – ничего этого вживую – так чтоб руками можно было потрогать –  мы больше не увидим никогда! После реконструкции музей превратится в такую же компьютерную видео-интерактивную экспозицию с минимумом настоящих экспонатов, как например, усадьба Коломенское (вам нравится? – мне нет!), и как многие другие бывшие музеи в России…

Робот Сепулька“Известный робот “Сепулька” 1966 года из Московского Политехнического Музея. Робот забавлял посетителей тем, что мог выполнять функцию экскурсовода.”
Да нет, не известный, а известнейший. И не забавлял, а действительно выполнял функцию экскурсовода в пределах одного раздела, но абсолютно интерактивно и без всяких процессоров – все на аналоговых схемах (транзисторы, резисторы…)

“Как же это так? А очень просто!” Когда-то в Москве существовало два технических музейно-выставочных центра: ВДНХ (ранее – ВСХВ, а ныне ВВЦ) и Политехнический музей. На ВДНХ было столько всего интересного, полезного, а главное – настоящего, что ни один компьютер в мире вместить не в состоянии. И где это все? Сожгли, порезали, выкинули, распродали еще в 90-х. Наука? Техника? История? Да ну их в жопу! Бабала бы нарубить по-быстрому…

“Конкурс на архитектурную концепцию реставрации Политехнического музея выиграл обладатель премии «Золотой лев» Венецианской архитектурной биеннале японский архитектор Ишигами. Главная заложенная им идея — «музей-парк». Она предусматривает устройство единого «зеленого коридора» от сквера на Лубянке до сквера на Новой площади. Автор предлагает на месте части нынешнего 9-метрового тротуара, пролегающего вдоль фасада нашего музея, сделать заглубление и создать пешеходную зону, которая будет огибать нижний ярус старинного здания (этот ярус пока скрыт в полутораметровом культурном слое, наросшем за несколько десятилетий). Заглубленная зона для пешеходов оформлена в виде сквера — с газонами, группами декоративных деревьев и кустарников… А в застекленных арочных проемах музейного здания, выходящих сюда, можно выставить некоторые раритеты из коллекции Политехнического, они будут «работать» наглядной рекламой музея. Именно с учетом такого варианта появилось название будущей пешеходно-познавательной зоны: историческая галерея «Аркада». Существующие два внутренних двора предполагается сверху перекрыть прозрачной крышей. Под ней образуются места отдыха посетителей и, возможно, будут размещены некоторые крупногабаритные экспонаты…”

Кроме того, из Политехнического просто невозможно вывезти некоторые экспонаты, например большие действующие макеты – невозможно! Они неразборны в принципе, да и многие технологические приемы, навыки и специалисты по таким макетам – утрачены навсегда. Последние 10 лет ни один экспонат не был отремонтирован или хоть как-то восстановлен. Нет возможности, нет специалистов. И никакой японский волшебник – уж тем более этого не сделает, да и не его это задача. Он – архитектор-креативщик, для него главное – архитектурный замысел, идея. Ну не может он поставить во главу угла своего самурайского архитектурного мозжечка такое понятие как “Московский Политехнический музей”. Не может и не будет.

Можно, конечно, возразить что-то про перевосстановленный московский Планетарий… если не видеть старого и не ходить в новый. (Если не ходили, то и не надо!) Редкостное убожество сделали – с помощью дорогих современных мощных компьютеров и 3D техники, особенно в сравнении с тем что было в 80-е.

СепулькаПрощайте, друзья!

Кстати, вживую сейчас много где можно посмотреть военную технику, порой, вполне боеспособную, но снятую с боевого дежурства за ненадобностью. Ну не нужна нам боеспособная армия – глобально (и не надо петь тиражируемые СМИ глупости про “Булаву” и французские вертолетоносцы, не надо!), ибо с армией мы страшны, опасны и не всегда предсказуемы. А без знания истории, науки и техники – мы никто.

PS: А на Марсе будут цвести не яблони, как пел когда-то Кобзон, а Apple-trees…