Под Новый Год принято подводить итоги. Такие, какие получится. Сводить всякие дебеты с кредитами и сальдо с бульдо… Тема кино для нашей многострадальной отчизны – ну очень больная. Примерно как ампутация коренных зубов без наркоза (или с наркозом, но исключительно “по Башкирцеву”). Кино снимать за последние 30 лет – мы разучились. Напрочь. Потому, что сливаемое российской киноиндустрией в прокат и на всевозможные лицензионные носители “кином” может назвать только слепоглухой капитан очень дальнего плавания.
Ну ладно, снимать не умеем. Творческий запор. Бывает. Так ведь еще и учиться по-новой – ни хуа не хотим, ибо нахуа, собственно? Деньги-то из бюджета – все равно “капают”, да такими “капельками”, что сомалийские пираты своей завистливой слюной вполне могут поливать бататовые плантации. Это нас, привычных, они не особо впечатляют. Ну, то есть, когда слышишь о 10-миллионном (в долларах!) бюджете какого-нибудь очередного левиафана – тоже обалдеваешь, конечно (потому что, как ни старайся напрягать все что есть внутри черепа, все равно не очень понятно, на что там можно было слить такую прорву денег), но это, все-таки, воспринимается только как затратная часть, и где-то в затылочной части мозга смутно ощущается надежда на прибыль от проката, которая, вроде как, неминуемо должна покрыть “творческие расходы”.
Однако, порывшись в сети, я нашел следующую информацию по убылям-прибылям российского кинематографа за 2015 год. И, честно говоря, все равно слегка обалдел. Потому что на самом-то деле – все слегка далеко не так гламурненько, как хотелось бы показать тупому сброду налогоплательщиков (читай – нам с вами) всяким Михалковым, Бондарчукам и прочим Звягинцевым. Итак, встречайте: рождественский культурно-финансовый ужастик “Только цифры” или худшие по прибыли (читай – “убыли”) кинопроекты:
Название (компания) | Бюджет | Сборы | Итог |
Душа шпиона (Ленфильм) | $10 000 000 | $20 000 | -$9 980 000 |
Пингвин нашего времени (Парадиз) | $4 000 000 | $7 000 | -$3 993 000 |
Под электрическими облаками (Парадиз) | $4 700 000 | $80 000 | -$4 620 000 |
Однажды (Наше Кино) | $4 500 000 | $270 000 | -$4 230 000 |
Невидимки (Наше Кино) | $5 000 000 | $350 000 | -$4 650 000 |
Территория (Вольга) | $18 000 000 | $1 500 000 | -$16 500 000 |
Савва. Сердце воина (Наше Кино) | $33 000 000 | $2 970 000 | -$30 030 000 |
Он – дракон (Bazelevs) | $20 000 000 | $1 870 000 | -$18 130 000 |
Орлеан (Централ Партнершип) | $3 100 000 | $290 000 | -$2 810 000 |
Родина (Наше Кино) | $7 000 000 | $750 000 | -$6 250 000 |
Овечка Долли была злая и рано умерла (Fox) | $5 000 000 | $760 000 | -$4 240 000 |
Левиафан (A Company) | $7 500 000 | $1 390 000 | -$6 110 000 |
Ограбление по-американски (Каропрокат) | $10 000 000 | $2 300 000 | -$7 700 000 |
Неуловимые /дилогия/ (Fox) | $3 600 000 | $850 000 | -$2 750 000 |
Необыкновенное путешествие Серафимы (Централ Партнершип) | $5 000 000 | $1 320 000 | -$3 680 000 |
Крепость: щитом и мечом (Наше Кино) | $3 800 000 | $1 190 000 | -$2 610 000 |
Снежная королева-2: перезагрузка (Bazelevs) | $7 000 000 | $5 360 000 | -$1 640 000 |
Батальонъ (WDSSPR) | $10 000 000 | $7 760 000 | -$2 240 000 |
А зори здесь тихие… (Наше Кино) | $6 800 000 | $5 310 000 | -$1 490 000 |
Воин (Централ Партнершип) | $3 600 000 | $3 170 000 | -$430 000 |
Итого: $134 083 000 – чистого убытка. Кстати, это уже – без надежд на покрытие оного даже в пяточном нерве.
Но, может быть, все не так уж плохо, может быть, другая сторона этой статистики успешно закрывает черную и беспросветную, как сюжеты российских киношедевров, бюджетную дыру? Давайте присмотримся к другому концу таблицы (правда, лучших, почему-то набралось почти в 2 раза меньше – не правда ли странно?):
Название (компания) | Бюджет | Сборы | Итог |
Одной левой (Каропрокат) | $2 700 000 | $3 410 000 | $710 000 |
Без границ (WDSSPR) | $2 400 000 | $3 270 000 | $870 000 |
Битва за Севастополь (Fox) | $5 000 000 | $7 610 000 | $2 610 000 |
Призрак (Наше Кино) | $4 000 000 | $6 700 000 | $2 700 000 |
Убрать из друзей (Bazelevs) | $1 000 000 | $1 800 000 | $800 000 |
Духless 2 (UPI) | $4 000 000 | $8 040 000 | $4 040 000 |
Самый лучший день (Bazelevs) | $2 100 000 | $5 400 000 | $3 300 000 |
Пиковая дама: чёрный обряд (Вольга) | $800 000 | $2 060 000 | $1 260 000 |
Решала 2 (Байкал Кино/Арена) | $140 000 | $430 000 | $290 000 |
8 новых свиданий (Централ Партнершип) | $2 300 000 | $7 460 000 | $5 160 000 |
Три богатыря: ход конём (Наше Кино) | $3 500 000 | $17 120 000 | $13 620 000 |
Итог: всего-то $35 360 000…
При этом, людям, знакомым с математикой, статистикой и финансами и т.п., нетрудно догадаться, что середина статистической таблицы должна выйти примерно “в ноль”. Ну, или, следуя наметившейся тенденции – тоже, пусть в небольшой, но “в минус”…
Получается, что наша отечественная киноиндустрия сожгла “в пламени творчества”, или, что вернее – “спустила в унитаз” (а попросту – протратила на всякую фигню) около 100 миллионов долларов бюджетных денег (финансируемых государством, то есть, оплачиваемых всеми нами).
К слову, на эти деньги можно было построить около 20 боевых танков Т-14 “Армата” (танковый полк!) или один многоцелевой истребитель последнего поколения ПАК-ФА Су-50.