Компания Microsoft в очередной раз раскрыла (на моей памяти это происходит уже в третий раз 🙂 ) истинное предназначение таких компьютерных игр, как «Сапер» (Minesweeper), «Червы» (Hearts), а также пасьянсы «Косынка» (Solitaire) и «Свободная ячейка» (FreeCell). Все эти игры были включены в установочные пакеты ранних версий операционной системы Windows для того, чтобы с их помощью пользователи, возможно, сами того не зная, обучались навыкам владения новым на тот момент функциям ПК и узнавали о возможностях ОС.
Старейшая из четырех игр, пасьянс «Косынка», появилась в Windows 3.0 в 1990 году. С ее помощью пользователи, большинство из которых тогда были более привычны к выполнению операций через командную строку, могли освоить навыки обращения с компьютерной мышью, в частности, перемещения иконок.
Схожая “образовательная” функция была заложена и в игру «Сапер», добавленную в Windows 3.1 в 1992-м. В процессе игры пользователи ОС быстрее обучались пользованию левой и правой кнопками мыши. Появившиеся в той же версии Windows и разрешавшие игру по сети «Червы», в свою очередь, демонстрировали возможности технологии сетевого подключения NetDDE, разработанной Microsoft.
Пасьянс «Свободная ячейка» также впервые появился в Windows 3.1 в 1992 году. Игра показывала возможности добавленного в новую операционную систему интерфейса Win32s, который позволял 16-битной Windows 3.1 обрабатывать типы данных размером 32 бита. В случае, если Win32s был установлен на компьютер с ошибками, «Свободная ячейка» не запускалась, тем самым выступая индикатором корректной установки ОС.
Попытки Microsoft обойтись без этих четырех игр в своих последующих операционных системах часто встречали возмущение тестировщиков компании. Первой ОС компании, куда не были включены ни «Сапер», ни «Косынка», стала Windows 8, вышедшая в 2012 году. Microsoft вернула «Косынку» в Windows 10, которая поступила в продажу в 2015 году. «Сапер», «Червы» и «Свободная ячейка» могут быть куплены любителями ретро в Windows Store.
На мой взгляд, все эти игры, если убрать их истинное предназначение, – типичные тупилки-времяубивалки. Но кто же знал, что за 25 лет направление игрового рынка изменит свою направленность именно в сторону таких вот игр, не дающих пользователю ничего! Ведь даже большинство квестов – игр, которые по определению требуют от пользователя напряжения мозга, в настоящее время превратились в примитивные “искалки похожих предметов” – то, что обычно используется для обучения 1 – 3-летних детей. 🙂
А ведь было время, когда выпускались действительно сложные и интересные – как сюжетно, так и технически – игры: симуляторы, стратегии, квесты, головоломки, в которые, несмотря на программно-аппаратное несовершенство, было заложено огромное количество умного и интересного. Такое ощущение, что нынешние многоядерные системы с огромным количеством оперативной памяти заняты в основном обработкой наслоений неоптимизированного вторичного программного кода, который порождают современные системы разработки приложений.
Вот вам для сравнения – пример системных требований вполне приличного и сложного космического симулятора с 3D графикой Wing Commander:
- процессор – Intel 486 – 50 MHz (до одного гигагерца (одно ядро) – не хватает еще 950 MHz, да и архитектура – далека от нынешних процессоров).
- память – 8 Mb (до одного гигабайта не хватает 1016 Mb, ну то есть, памяти – по нынешним меркам – просто нет).
- на диске для установки игры нужно 20 мегабайт (большинство приложений для Android занимают больше места), правда, идет игра на 4-х CD дисках, но на них в основном графические элементы и видеоэпизоды, которые проигрывались как обычный фильм.
- Звуковая карта (да, в те годы стандартом звукового декодера был SoundBlaster, который продавался отдельно (в виде платы) и стоил дороже, чем нынешний смартфон).
- CD-ROM дисковод (игра поставлялась на 4-х CD дисках, общим объемом 2,4 гигабайта).
- Джойстик – для более аутентичного управления вашим истребителем (если джойстика нет, игрой можно было управлять с клавиатуры – стрелочками и т.п.).
И все великолепно работало, летало, стреляло, разговаривало!