Сегодня мы гуляли по Джокьякарте. Успели побывать в Национальном музее, который находится на улице Малиоборо (многие наши туристы называют ее просто “Мальборо”), посмотрели все дворцы султанов, в том числе, водный, где султаны наблюдали, как купаются наложницы. Затем зашли в одну из мастерских, где делают знаменитых индонезийских кукол для театра теней. День закончился вечерней прогулкой по городу и… убеганием от дождя.



Индонезийский театр теней, Ваянг. Здесь переплелись индуизм, буддизм, эзотерика, детские забавы и серьезные, взрослые дела. Ведь куклы – это не только куски кожи, дающие тени на экране, это еще и самостоятельные действующие лица, активно участвующие в жизни простых индонезийцев.
Термин Ваянг используется как для обозначения самого театра, так и для названия кукол, используемых в постановках. Наиболее широко распространен на островах Ява и Бали. Нет сведений, существовал ли ваянг до появления индуизма в юго-восточной Азии в I веке нашей эры. Хотя, возможно, устное творчество коренных народов Индонезии оказало глубокое влияние на развитие ваянг. Большинство сюжетов взяты из индийского эпоса — Рамаяны и Махабхараты.
Куклы изготовляются из буйволовой кожи и прикрепляются к бамбуковым стержням. Зрители видят лишь тень кукол на белом экране, подсвечиваемом электрической или керосиновой лампой.
Само понятие ваянг делится на ваянг-кулит (театр теней), ваянг-голек (театр деревянных кукол), ваянг-топенг — театр актеров в масках. Но обычно под этим понятием подразумевают именно театр теней.
Даланг — человек, находящийся за экраном. Он и актёр-кукловод, и рассказчик, а зачастую и певец, и сочинитель сюжета.