Конвертор RAW файлов от Adobe появился очень давно. Почти так же давно, как и цифровые фотокамеры. Сейчас Adobe уже выпустила конвертор Camera RAW версии 9, который идет в комплекте с Adobe Photoshop СС. В настоящий момент это один из лучших RAW конверторов наряду с DxO Optics и Phase One. Я постараюсь рассказать об основных принципах работы с этой программой.
Если вы используете какой-либо другой RAW-конвертер, вы можете попробовать действия, аналогичные тем, что описаны в этой статье. Общий принцип работы всех RAW-конвертеров одинаков, а различаются они в деталях. Из популярных конвертеров я, помимо Adobe Camera Raw, могу рекомендовать DxO Optics Pro и Phase One Capture One PRO. Также конвертеры от производителей фотооборудования – Canon Digital Photo Professional и Nikon Capture NX прекрасно справляются с конвертацией снимков, полученных с помощью камер Canon и Nikon соответственно, но имеют не очень удобный интерфейс. Получивший широкое распространение Adobe Lightroom также использует Adobe Camera RAW.
Выбирая RAW-конвертер убедитесь, что конвертированные с его помощью изображения по качеству не хуже, чем JPEG, полученный напрямую с камеры. Внутрикамерная конвертация в последние годы дает очень хорошие результаты, и зачастую съёмка в JPEG бывает предпочтительнее неумелой обработки RAW-файла в конвертере.
Откроем RAW-файл в Adobe Photoshop, и перед нами развернётся окно Adobe Camera RAW. Необработанный кадр, как это всегда бывает с RAW-файлами, выглядит довольно блекло, но мы сейчас это исправим.
Содержание
Обзор диалогового окна Camera RAW
A. Название фотокамеры или формат файла
B. Переключение в полноэкранный режим
C. Вкладки коррекции изображения
D. Гистограмма
E. Меню настроек Camera RAW
F. Ползунки корректировки
G. Параметры предварительного просмотра
H. Управление файлами
I. Значения масштаба
Примечание. Некоторые элементы управления, такие как ссылка на окно «Управление файлами», доступные после открытия диалогового окна «Camera RAW» из программы Adobe Bridge или Photoshop, недоступны, если диалоговое окно Camera RAW открывается из программы After Effects.
Дважды щелкните мышью в области предварительного просмотра изображения при нажатой клавише Shift, чтобы активировать функции «Автотемпература» и «Автооттенок».
Чтобы открыть меню «Настройки Camera RAW», нажмите кнопку в правом верхнем углу любой вкладки коррекции изображения. К некоторым командам этого меню также можно получить доступ из меню «Редактирование» > «Настройки Develop» программы Adobe Bridge.
Элементы управления просмотром и масштабированием Camera RAW.
Инструмент «Масштаб» После щелчка на изображении предварительного просмотра его масштаб устанавливается на следующее по величине предустановленное значение. Щелкните, удерживая клавишу «Alt» (Windows) или «Option» (Mac OS), чтобы установить предыдущее по величине значение масштабирования. Выделите при помощи перетаскивания инструмента «Масштаб» область в изображении предварительного просмотра, чтобы увеличить ее масштаб. Чтобы возвратиться к масштабу 100%, дважды щелкните инструмент «Масштаб».
Инструмент «Рука» Позволяет перемещать изображение в окне предварительного просмотра, если для него задан уровень масштаба больше 100%. Удерживайте клавишу «Пробел», чтобы временно активизировать инструмент «Рука», не отменяя использование другого инструмента. Дважды щелкните инструмент «Рука», чтобы подогнать изображение предварительного просмотра по размерам окна.
Выбрать масштаб Выберите значение увеличения в меню или нажмите кнопку «Выбрать масштаб».
Просмотр Позволяет отобразить изображение предварительного просмотра, подготовленное с учетом корректировок, внесенных на текущей вкладке, в сочетании с настройками, которые заданы на других вкладках. Снимите флажок с этого параметра для отображения изображения с учетом исходных настроек текущей вкладки, в сочетании с настройками, которые заданы на других вкладках.
Сохранить текущие настройки изображения в представлении »До»
Переключиться между текущими настройками и настройками в представлении «До». Текущие настройки сохранены в представлении «До», к изображению применены настройки в представлении «До».
Выберите режим для предварительного просмотра:
• Применить только настройки в представлении «После»
• Настройки в представлениях «До/после» применены к правой и левой половине изображения
• Настройки в представлениях «До/после» применены ко всему изображению: параллельный просмотр
• Настройки в представлениях «До/после» применены к верхней и нижней половине изображения
• Настройки «До/после» применены ко всему изображению и отображаются вертикального для быстрого сравнения
RGB Показывает значения красного, зеленого и синего компонентов цвета для пиксела, на который наведен курсор, в изображении предварительного просмотра.
Тени и света Отображает потери теней и светов с помощью кнопок в верхней части панели «Гистограмма». Участки потери теней обозначаются синим цветом, светов – красным цветом. Потери светов отображаются, если происходят потери в любом из трех каналов RGB (полностью насыщенный цвет без деталей). Потери теней отображаются, если происходят потери во всех трех каналах RGB (черный цвет без деталей).
Вкладки настройки изображения Camera Raw.
Основные Позволяет корректировать баланс белого, насыщенность цвета и тональность.
Тоновая кривая Обеспечивает тонкую настройку тона с использованием параметрической кривой и точечной кривой.
Детализация Позволяет отрегулировать резкость изображения или уменьшить шум.
HSL / Градации серого Обеспечивает тонкую настройку цветов с использованием корректировок «Цветовой тон», «Насыщенность» и «Светимость».
Разбиение тонов Позволяет преобразовывать монохромные изображения в цветные или применять специальные эффекты к цветным изображениям.
Коррекция дисторсии Применяется для компенсации хроматической аберрации, геометрических искажений и виньетирования, вызванных объективом камеры.
Эффекты Имитация зернистости фотопленки или виньетирование после кадрирования.
Калибровка камеры Позволяет применить профили камеры к изображениям необработанных снимков для устранения ошибок цветопередачи и корректировки цветов, отличных от нейтральных, в целях компенсации поведения фотосенсора цифровой камеры.
Стили Обеспечивает сохранение и применение стилей корректировки изображения.
Снимки экрана Позволяет создавать версии фотографии для фиксации ее состояния в отдельные моменты процесса редактирования.
Настройка Adobe Camera RAW
Прежде всего, откройте диалог настроек Adobe Canera RAW. Его можно найти в верхней панели инструментов (третья кнопка справа) или вызвать нажатием Ctrl/Cmd+K.
В разделе General, в пункте Save image settings in выберите, где должны сохраняться параметры обработки каждого редактируемого изображения – в отдельных .xmp файлах, что предпочтительнее всего, или же в специальной базе данных. В любом случае сам RAW-файл не подвергается никаким изменениям, поэтому вы всегда сможете вернуться в процессе редактирования назад или даже начать редактирование заново. Также сброс настроек происходит при удалении .xmp файла или базы данных.
В разделе Default Image Settings уберите все галочки, чтобы запретить программе самовольно корректировать изображения.
В разделе Camera RAW Cache укажите максимальный приемлемый для вас объём временных файлов (не меньше 1 Gb) и папку где они должны храниться (не на системном диске).
Раздел DNG File Handling можно не трогать, а в разделе JPEG and TIFF Handling отключите поддержку форматов JPEG и TIFF (Disable JPEG support и Disable TIFF support), поскольку эти форматы лучше обрабатывать напрямую через Photoshop.
Сохраните настройки, нажав «OK».
В самом низу окна Adobe Camera RAW в виде синей строки текста (ссылки) с подчёркиванием имеется описание рабочего пространства, которое будет присвоено изображению после того, как вы закончите работу в ACR и откроете его в Фотошопе. Кликните на «ссылку». В открывшемся окне проверьте следующие пункты:
Space цветовое пространство. Если вы не знаете, что это такое, то вам следует выбрать sRGB. Хочется заметить, однако, что чем реже вы будете менять цветовое пространство, тем меньше пострадает качество ваших фотографий.
Для Adobe Camera Raw совершенно безразлично, какое цветовое пространство стоит в настройках вашей камеры (эти настройки для JPEG, а не для RAW), а потому, даже если при редактировании вы планируете использовать Adobe RGB, вы можете со спокойной совестью снимать всё в sRGB – вы не потеряете ни бита информации для снимков в RAW, но будете уверены, что ваши снимки в JPEG везде отобразятся корректно.
Depth – глубина цвета. Выбор глубины цвета может иметь значения только для последующей обработки в Фотошопе. Разница между 8 и 16 битами очень простая: когда вы будете вытягивать детали в светах или тенях, а также при работе с какими-то плавными градиентами вы заметите, что при 8 битах детали вытягиваются хуже, а градиенты могут начать “разваливаться” на зоны, потому что дискретизация (ступенька) при 16 битах гораздо мельче, а информации больше, чем при 8 битах. Однако, помните, что при сохранении изображения в формате JPEG глубина цвета всё равно будет изменена на 8 бит. А если вы проводите основную обработку кадров в Camera RAW, то в любом случае будете работать с глубиной цвета, установленной в RAW-настройках вашей камеры: 12 или 14 бит. Кстати, советую всегда выставлять 14 бит – информация лишней не бывает. 🙂
Размер изображения (Size) и разрешение (Resolution) можно оставить без изменений, а в пункте Sharpen For следует выбрать None – повышать резкость лучше всегда вручную.
Удостоверьтесь в отсутствии галочки в пункте Open in Photoshop as Smart Objects и нажмите «OK». После того, как открытый в конвертере файл будет открыт в Photoshop – ваши настройки сохранятся.
Теперь найдите справа вкладку Camera Calibration и в разделе Camera Profile выберите профиль, который будет отвечать за базовые настройки цветопередачи и общего контраста. Удобно использовать Camera Neutral, поскольку проще работать, увеличивая по мере необходимости контраст и насыщенность, а не снижая их. Кроме того, любой профиль можно настроить по своему вкусу.
Если вы выбрали профиль отличный от Adobe Standard, стоящего по умолчанию, вы можете изменить настройки по умолчанию, с тем, чтобы каждый новый RAW-файл открывался с нужным вам профилем. Для этого нажмите на едва заметный значок меню справа от названия вкладки и выберите Save New Camera Raw Defaults. Вы можете записать в настройки по умолчанию любые изменения, которые обычно вы механически вносите во все изображения, чтобы избавить себя от этих лишних действий.
Вкладка Basic
Здесь собраны основные параметры, влияющие на общий вид изображения:
White Balance – баланс белого. Если вас не устраивает баланс белого сохранённый камерой в момент съёмки, вы можете изменить его, выбрав любой из предлагаемых в выпадающем меню вариантов, или настроить баланс белого вручную с помощью следующих двух инструментов:
Temperature – цветовая температура в градусах Кельвина. Меньшие значения делают изображение холоднее, большие – теплее.
Tint – сдвиг. Управляет отклонением цветового баланса в сторону зелёного или пурпурного оттенка.
Значения Tint, так и Temperature очень сильно зависят от условий освещения и от характера цветопередачи вашей камеры. В идеале баланс белого стоит устанавливать в камере по серому шаблону перед съемкой. Если для этого нет возможности, стоит устанавливать баланс белого с помощью пипетки White Balance Tool, вызываемой клавишей I. Указав на область, которая должна иметь нейтральный оттенок (белая бумага или специальная серая карта), вы выровняете цветовой баланс по этому образцу. В противном случае стоит руководствоваться тем, как картинка выглядит на мониторе, если он, конечно, откалиброван.
Exposure – экспозиция, а точнее экспокоррекция. Изменяет общую яркость изображения, позволяя, к примеру, осветлить слегка недодержанный снимок. Этот инструмент затрагивает, прежде всего, средние тона и в меньшей степени света и тени, для которых имеются специальные инструменты.
Старайтесь избегать “выбивания” (клиппинга) в светах, постоянно контролируя гистограмму. Нажав клавишу O, вы можете включить предупреждение о пересветах.
Contrast – контраст. Управляет общим контрастом изображения с помощью S-образной кривой, изменяя разницу в яркости между самыми тёмными и самыми светлыми участками.
Следующие два инструмента позволяют избирательно управлять яркостью светов и теней:
Highlights – света. Помогает проявить детали в излишне ярких светах.
Shadows – тени. Осветляет тени наподобие заполняющей вспышки.
Следующая пара инструментов действует ещё более узко, затрагивая лишь крайние точки гистограммы, что бывает необходимо для борьбы с клиппингом, или, наоборот, с недостатком контраста:
Whites – точка белого цвета.
Blacks – точка чёрного цвета.
Clarity – чёткость или локальный контраст. Clarity – это наиполезнейший инструмент, поскольку во многих сценах приходится сталкиваться с недостатком именно локального контраста, в то время как общий контраст в порядке, или даже избыточен. Но будьте осторожны: в погоне за детализацией легко перегнуть палку и получить неестественные ореолы вокруг объектов.
Vibrance и Saturation управляют насыщенностью цвета. Разница между ними – в избирательности. Если Saturation повышает насыщенность всех цветов без разбора, то Vibrance работает более деликатно, увеличивая интенсивность лишь наиболее сочных (контрастных) цветов.
Иногда, после того, как настроены все инструменты вкладки Basic, стоит вернуться к ползункам баланса белого, чтобы подкорректировать их с учётом всех изменений параметров яркости, контраста и цветовой насыщенности, которые могли оказать влияние на цветовой баланс.
Вкладка Tone Curve
Здесь вы можете тонко регулировать яркость и контраст изображения с помощью кривых. Я редко пользуюсь кривыми в Camera RAW, т.к. обычно мне хватает возможностей вкладки Basic.
Вкладка Detail
Эта вкладка отвечает за повышение резкости (Sharpening) и подавление шумов (Noise Reduction). Первые три параметра отвечают за ахроматический (яркостной) шум, остальные – за хроматический (цветной). При подавлении яркостного шума следует проявлять особую осторожность, чтобы не получить замыленную картинку. Работая с вкладкой Detail, всегда рассматривайте изображение на 100% увеличении, иначе вы не будете видеть, что происходит с мелкими деталями.
Вкладка HSL / Grayscale
Незаменимый инструмент цветокоррекции. Вкладка HSL/Grayscale предназначена для работы с отдельными цветами и включает в себя три подвкладки:
Hue – оттенок или тон. Здесь вы можете выборочно сдвинуть тона отдельных цветов. Если вас устраивает цветопередача ACR, вы можете оставить подвкладку Hue в покое.
Saturation – насыщенность. Можно выборочно увеличить или уменьшить интенстивность какого-либо цвета.
Luminance – светимость или яркость.
Вкладка Split Toning предназначена, в частности для тонирования чёрно-белых фотографий. А также ее можно использовать для дополнительного тонирования кадров.
Вкладка Lens Corrections
Здесь можно корректировать аберрации объектива, а также перспективные искажения. Имеется две подвкладки – для автоматической и для ручной коррекции:
Profile – автоматическая коррекция аберраций объектива на основании специального профиля. Профили для большинства популярных объективов входят в стандартную поставку Adobe Camera Raw. Чтобы включить автоматическое исправление дисторсии объектива и виньетирования поставьте галочку напротив пункта Enable Lens Profile Corrections. Устранение хроматических аберраций работает в Adobe Camera RAW 9 отлично, и я советую его использовать, тем более это способствует улучшению резкости по краям кадра.
Manual – ручная коррекция. Здесь можно поправить заваленный горизонт и искажения, вносимые перспективой. Если вы будете работать в режиме ручной коррекции, советую включить сетку, нажав клавишу V, чтобы лучше видеть как сами искажения, так и ваши правки.
Вкладка Effects
Эффектов всего два: зерно (Grain) и виньетирование (Post Crop Vignetting).
Остаются ещё две дополнительные вкладки:
Вкладка Presets
Вы можете сохранять все изменения, которые вы внесли в изображение в виде пресетов, которые впоследствии могут быть применены к любым другим изображениям.
Вкладка Snapshots
Snapshot значит “снимок”. Это то же самое, что и preset, но только в пределах одного RAW-файла. Иными словами, вы можете создать несколько вариантов обработки одной и той же фотографии (например, цветной и чёрно-белый варианты), чтобы затем работать с каждым вариантом индивидуально.
Кстати, большая часть инструментов, настроек и приемов работы применима также и к появившемуся в последней версии Photoshop фильтру Camera RAW, который можно применять к любому изображению в процессе обработки в Photoshop, в том числе и к картинке, получившейся после коныертации RAW файла.
Дополнения
[spoiler show=”Горячие клавиши Adobe Camera RAW”]Горячие клавиши при работе с одиночным изображением
Применить настройки автотона | CTRL+U |
Сбросить настройки тоновой коррекции | CTRL+R |
Отмена/возврат последнего действия | CTRL+Z |
Отмена нескольких последовательных действий | CTRL+ALT+Z |
Возврат нескольких последовательных действий | CTRL+SHIFT+Z |
Сброс всех настроек | ALT+ клик Сбросить |
Открыть изображение в Photoshop | CTRL+O |
Открыть без обновления метаданных | CTRL+ALT+O |
Открыть как смарт-объект | SHIFT+CTRL+O |
Сохранить с выбором параметров | CTRL+S |
Сохранить без диалога | CTRL+ALT+S |
Увеличить масштаб | CTRL + plus |
Уменьшить масштаб | CTRL+ minus |
Масштаб 100% | CTRL+ALT+0 (ноль) |
Масштаб по рабочему окну | CTRL+0 (ноль) |
Временное переключение на увеличение масштаба | CTRL+ клик |
Временное переключение на уменьшение масштаба | ALT+ клик |
Временное переключение на инструмент Рука | Пробел |
Временный выбор пипетки Баланса белого | SHIFT |
Переключение между панелями | CTRL+ALT+ № панели |
Инструмент Масштаб | Z |
Инструмент Рука | H |
Инструмент Баланс белого | I |
Инструмент Цветовой эталон | S |
Инструмент целевой корректировки (ЦК) | T |
ЦК параметрической кривой | CTRL+ALT+SHIFT+T |
ЦК цветового тона | CTRL+ALT+SHIFT+H |
ЦК насыщенности | CTRL+ALT+SHIFT+S |
ЦК светимости | CTRL+ALT+SHIFT+L |
ЦК смешения в градациях серого | CTRL+ALT+SHIFT+G |
Инструмент Рамка | C |
Инструмент Выпрямление | A |
Инструмент Удаление точек | B |
Инструмент Красные глаза | E |
Инструмент Корректирующая кисть | K |
Инструмент Градуированный фильтр | G |
Инструмент Радиальный фильтр | J |
Окно настроек | CTRL+K |
Поворот на 90° влево | L |
Поворот на 90° вправо | R |
Предпросмотр | P |
Полноэкранный режим | F |
Просмотр отсечки в светах | O |
Просмотр отсечки в тенях | U |
Просмотр отсечки при регулировке тона | ALT + регулировка |
Предпросмотр при настройке резкости | ALT + регулировка |
Предпросмотр при настройке Разбиения тонов | ALT + регулировка |
Предпросмотр при настройке Уменьшения шума | ALT + регулировка |
Предпросмотр при настройке Удаления хроматических аберраций | ALT + регулировка |
Уменьшение/увеличение размера кисти | [ и ] (левая и правая квадратные скобки) |
Показать наложение (инструменты локальной коррекции) | V |
Автомаскирование (инструменты локальной коррекции) | M |
Создать кисть или градиент с новыми настройками | N |
Временное переключение на ластик | ALT |
Рисование прямых линий кистью | Удерживать SHIFT |
Протянуть градиент под углом c шагом 15° | Удерживать SHIFT |
Скопировать градиент с теми же настройками | ALT+CTRL + перетаскивание мышью |
Выровнять радиальный градиент по краям изображения | CTRL+ двойной клик внутри градиента |
Настройка размера кисти | Перетаскивание с нажатой ПКМ |
Настройка жесткости кисти | Перетаскивание с нажатой ПКМ и SHIFT |
Показать маску (инструменты локальной коррекции) | Y |
Добавить точку на кривую из изображения | CTRL + клик на участке изображения |
Отменить выделение точек на кривой | D |
Выделить несколько точек на кривой | SHIFT + клики по точкам |
Перемещение точки на один тоновый уровень | Стрелки на клавиатуре |
Перемещение точки на 10 тоновых уровней | SHIFT + стрелки на клавиатуре |
Переключение между точками | Plus и Minus |
Удаление точки с кривой | CTRL + клик по точке |
Регулировка Температуры на 50К (при активном регуляторе) | Стрелки вверх и вниз |
Регулировка температуры на 500К | SHIFT + стрелки вверх и вниз |
Регулировка Оттенка ББ на 1 градацию | Стрелки вверх и вниз |
Регулировка Оттенка ББ на 10 градаций | SHIFT + стрелки вверх и вниз |
Настройка остальных регуляторов с минимальным шагом | Стрелки вверх и вниз |
Настройка остальных регуляторов с увеличенным шагом | SHIFT + стрелки вверх и вниз |
Горячие клавиши Adobe Camera Raw (при работе с несколькими изображениями в ленте)
Переход к следующему/предыдущему изображению | Стрелки на клавиатуре вверх и вниз |
Выделить все изображения | CTRL+A |
Отменить выделение | CTRL+D |
Выделение в произвольном порядке | CTRL + клик |
Выделение подряд (непрерывное) | SHIFT + клик на последнем выделяемом |
Убрать из выделенных | CTRL + клик на выделенном |
Присвоить рейтинг 1-5 | CTRL + цифра 1-5 |
Повысить рейтинг на 1 | CTRL + , (запятая) |
Понизить рейтинг на 1 | CTRL + . (точка) |
Присвоить цветовую метку (красную, желтую, зеленую, голубую) | CTRL + цифра 6-9 |
Присвоить пурпурную цветовую метку | CTRL+SHIFT+0 (ноль) |
Выбрать с рейтингом | ALT+CTRL+A или ALT + Выбрать все |
Одновременная коррекция всех изображений | CTRL+A и начать коррекцию |
Одновременная коррекция выделенных изображений | Выделить нужные и начать коррекцию |
Синхронизация настроек выделенных изображений без открытия диалогового окна | ALT + клик Синхронизировать |
Если вдруг возникнет необходимость, скачать Adobe Camera RAW всегда можно с сайта Adobe вот по этой ссылке. Также, можно посмотреть вот тут.
Полная подборка справочных материалов по Adobe Camera RAW на русском языке.
Список цифровых фотокамер, форрматы RAW файлов которых поддерживает Adobe Camera RAW.
И в завершении предлагаю вам посмотреть видеопособие “Улучшение изображений в формате Raw”: используйте весь набор данных изображения.