“Эксперты”, СИДЕТЬ!!!
Можете не стучать копытами и не елозить тапками! Речь пойдет не о сложно-заумных технических подробностях, доступных даже далеко не всем техническим специалистам, а о том, что легко прослеживается на уровне элементарной логики.
Надеюсь, вы знаете о двух недавних авиакатастрофах новых самолетов Boeing 737 MAX 8. Первая произошла 29 октября 2018 года в Индонезии возле Джакарты. Вторая – 10 марта 2019 года под Аддис-Абебой.
Причиной обоих катастроф явилась установленная на эту модель самолетов компанией Boeing дополнительная программно-аппаратная система безопасности. В результате неверной работы этой системы, о которой в первом случае даже экипаж не знал, самолет начал опускать нос, не взирая на отчаянные попытки экипажа выровнять машину, что привело к пикированию в землю.
Но дело даже не в самой причине катастрофы… хотя, напрашивается ряд вопросов, возникших после обнародования официальных результатов исследования причин ПЕРВОЙ катастрофы:
- что мешало крупнейшему авиагиганту как следует испытать новую систему ПЕРЕД ее вводом в эксплуатацию?
- что мешало проинформировать пилотов о наличии этой новой системы и провести соответствующую переподготовку ДО ввода системы в эксплуатацию, а не ПОСЛЕ авиакатастрофы, вызванной сбоем в работе системы?
- что мешало сделать вторичную вспомогательную систему систему отключаемой?
Дальше:
- что помешало прекратить использование системы (она является вторичной и непосредственно на управляемость самолета не влияет) СРАЗУ после первой авиакатастрофы – до завершения глубокого тестирования и переработки системы с учетом “результатов” катастрофы?
- что помешало провести полноценное информирование и переподготовку пилотов для полетов на самолетах, оснащенных этой системой?
Почему после второй авиакатастрофы, а вернее (что важно!), после объявления бойкота этим самолетам большинством стран и авиакомпаний Boeing вдруг решил “за 10 дней” переписать программу управления этой системы?
Что мешало сделать все это гораздо раньше (например, сразу же после первой авиакатастрофы)? Кстати, а тестировать новую версию программы они планировали – за те же 10 дней?
Надо ли говорить, что программы для подобных систем – не пишутся “на коленке” и не переписываются “за 10 дней” – на их создание и тестирование нужны месяцы, а на поиск ошибок – еще большее время.
Не проще ли было просто заблокировать работу системы?
Для неспециалистов поясню, что так как система является дополнительной (на общую управляемость самолетом не влияющей), то для нее просто обязана (в нормальных случаях) существовать программно-аппаратная заглушка, которая обычно разрабатывается еще раньше, чем сама система.
Рискну предположить, что разумных ответов на большинство моих вопросов – попросту нет, и дело – совсем в другом. Дело в обычной человеческой (капиталистической) жадности, на которую накладываются спешка (огромное количество заказов на эти самолеты).
Сразу оговорюсь: возможно на некоторые вопросы я и услышу внятные аргументированные ответы, но все равно, общая картина выглядит крайне неприглядно. Лично у меня цензурных слов для ее комментирования – просто нет…
Для тех, кто не очень в курсе происшедшего:
“Боинг решил увеличить безопасность очень безопасного B737 и в новом поколении B737 Max установил новую программно-аппаратную систему. Суть работы этой системы в принудительном опускании носа самолета, если пилоты вдруг ошибутся и самолет будет лететь со слишком большим углом атаки (то есть углом между плоскостью крыла и набегающим потоком воздуха). Превышение угла атаки может привести к сваливаю самолета, что очень неприятно на больших высотах, а на малых высотах – зачастую смертельно. Однако, современные гражданские лайнеры сваливаются очень плохо и вывести их на запредельный угол атаки – практически невозможно. Вместо этого, даже с практически нулевой тягой двигателей и умышленных попытках удерживать нос задранным вверх – самолет будет парашютировать, то есть медленно (не стремительно, как при пикировании) терять высоту. Он просто не достигнет того положения носа, при котором из-за слишком большого угла атаки начнется сваливание.”
Это комментарий современного летающего пилота.
“После первой катастрофы, произошедшей 29 октября 2918 года, только 7 ноября 2018 года производитель самолёта Боинг сообщил, что ошибочные данные в системе предупреждения сваливания (MCAS, maneuvering characteristics augmentation system) на самолётах модификации Boeing-737 MAX могут привести к крутому пикированию таких судов. Предупреждение об этом американский производитель самолётов намерен (только намерен!) направить операторам таких машин.”
То есть, до 7.11.18 никто даже не знал о том, как работает эта система! А ведь пилоты обязаны знать практически все системы своих самолетов – вплоть до унитаза или холодильника.
Теперь уже в планах Boeing – “установить системы предупреждения на 737 MAX. Компания планирует оснастить самолеты “системой безопасности”, предупреждающей о неполадках, которые могли стать причиной крушений Boeing 737 MAX в Индонезии и Эфиопии.”
“Boeing намерен устанавливать на своих самолетах модели 737 MAX сигнализацию, которая будет предупреждать пилотов о технических помехах, из-за которых могли разбиться лайнеры в Эфиопии и Индонезии.”
Об этом сообщают источники Reuters.
То есть, вместо исправления ошибок, отключения сбойной системы и т.п. Boeing планирует поставить еще одну систему, которая будет сообщать о неполадках первой – получается какая-то матрешка, которая может расти до бесконечности – как снежный ком… Глупость какая-то получается! Вот уж воистину, следуя старой программистской шутке: “если вы не можете исправить ошибки в своей программе, назовите их “особенностями” программы и включите в описание.”
И наконец (немного эмоционально):
“Пилоты Boeing пройдут переподготовку.” Такая официальная информация появилась только 20.03.2019 – то есть, как раз спустя те самые “10 дней” после ВТОРОЙ авиакатастрофы. Супер!
“Вскоре мы выпустим обновление программного обеспечения и, соответственно, отправим пилотов 737 Max на переподготовку. Это позволит устранить проблемы, обнаруженные после аварии на Lion Air”, – заявил исполнительный директор Boeing Деннис Мюленберг. Ну-ну…
“Вместе мы продолжим работать, чтобы восстановить и сохранить доверие людей к Boeing”, – заключил Мюленберг.
Нет, он что, серьезно?! О каком, мать его, “доверии” вообще может идти речь, когда люди ради наживы выделывают ТАКОЕ?!!
Самолет Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Ethiopian Airlines рухнул спустя несколько минут после взлета 10 марта 2019 года. На борту рейса, направлявшегося из Аддис-Абебы в Найроби, было 157 человек, все они погибли.
29 октября 2018 года Boeing 737 MAX 8 индонезийской компании Lion Air упал в Яванское море. Тогда жертвами авиакатастрофы стали 189 человек.
То есть, давайте “сохраним доверие” к зажравшимся буржуям, а на 346 человеческих жизней просто плюнем и забудем, так что ли?!
P.S. 23 июня 2019 стало известно, что более 400 пилотов подали коллективный иск против “Боинга” в связи с этими двумя авиакатастрофами. Вот тут – более подробно.
P.P.S. Более подробная и развернутая информация, подтверждающая вышеизложенное выглядит вот так:
“В ситуации с MCAS разработчики Boeing поступили весьма нестандартно — никому не сообщили об этой новинке. До индонезийской катастрофы об этой программе не знали ни пилоты, ни технические службы, ни руководители авиакомпаний.
This led to an
* Aerodynamic problem. The airframe with the engines mounted differently did not have adequately stable handling at high AoA to be certifiable. Boeing decided to create the MCAS system to electronically correct for the aircraft’s handling deficiencies.
— Trevor Sumner (@trevorsumner) March 16, 2019
* Economic problem. Boeing sells an option package that includes an extra AoA vane, and an AoA disagree light, which lets pilots know that this problem was happening. Both 737MAXes that crashed were delivered without this option. No 737MAX with this option has ever crashed.
— Trevor Sumner (@trevorsumner) March 16, 2019