Не так давно я в очередной раз столкнулся с очередным представителем движения “воинствующих дилетантов”. Когда я отвечал человеку на вопрос почему его кадр – “полное говно”. Просто этот кадр, кроме того, что был снят “не очень”, был выложен “как есть”, то есть совершенно без обработки. Когда я сообщил об этом автору, он с негодованием заявил, что кадры никогда не обрабатывает, выкладывает как есть и в этом – “вся суть”…
Да, в этом – вся суть людей, не достойных даже называться фотолюбителями. Это люди снимающие “абы что”, “абы как”, то есть, не затрачивающие на свои “произведения” ни сил, ни времени, ни мыслей. Это фотографии, в которых люди по сути вообще по сути не участвуют. Я называю такие фотографии “фотографиями мертвых фотографов”. 🙂
Не важно, что, как и чем мы снимаем, важно, что если мы хотим получить из этого что-то приличное, достойное глаза зрителя, надо приложить некоторые усилия не только во время съемки, но и после – в процессе постобработки кадра. В общем-то не особенно важно, в каком именно редакторе вы будете обрабатывать свои фотографии. Главное, чтобы он имел достаточное количество необходимых именно для обработки изображения функций.
Разумеется, речь идет не о сомнительных шедеврах ломографии, а о действительно хороших фотографиях. Любой, снятый даже самой дорогой камерой, кадр требует последующей обработки в графическом фоторедакторе на компьютере. А выкладывание на всеобщее обозрение того, что снято “как есть” – удел лентяев и недоучек от фотографии. В этой статье я постараюсь кратко описать все необходимые этапы первичной обработки отснятых кадров.
Первым из действительно важных моментов редактирования является коррекция оптических искажений, вносимых объективом. К таким искажениям относится виньетирование, выражающееся в уменьшении яркости по краям (по углам кадра), а также такие искажения как дисторсия (искажения выражающиеся искривлении прямых линий) и гиперперспектива.
В тех редакторах, которые имеют возможность автоматической коррекции этих искажений с использованием профилей объективов достаточно лишь включить эту функцию и загрузить или создать профиль вашего объектива. В противном случае придется пользоваться соответствующими инструментами, обычно называемыми точно так же как и сами искажения: “Виньетирование”, “Перспектива”, “Дисторсия”. Если таких инструментов нет, то для коррекции виньетирования надо как-то постараться высветлить затемненные углы кадра, а для коррекции дисторсии и перспективы воспользоваться существующими в редакторе инструментами, позволяющими вносить линейные и нелинейные искажения. При этом следует ориентироваться на существующие в кадре линии, которые в реальности должны быть прямыми.
Распространеннейшая ошибка всех фотографов – “завал” горизонта. Она возникает в случае небольшого наклона камеры при съемке. Как и любой другой ошибки – пугаться ее не надо, но если у вас в кадре дом напоминает Пизанскую башню, стоит постараться исправить положение. Однако, сначала надо определиться, что это: завал горизонта или гиперперспектива. Если у вас в кадре дома слева наклонены вправо, а дома справа – влево, это безусловно – черезмерная перспектива. А вот если у вас фонарный столб или храм в центре кадра наклонены (разумеется, при условии, что в реальности они стоят прямо) – значит горизонт у вас в кадре завален. В этом случае стоит воспользоваться любым инструментом, позволяющим слегка повернуть изображение относительно его центра так, чтобы горизонт стал прямым (горизонтальным), а вертикальные объекты в центре кадра – действительно вертикальными.
Следующая ошибка, источником которой может быть как неопытность фотографа, так и ошибки работы автоматики камеры, является неверная экспозиция при съемке. По различным причинам кадр может оказаться как черезмерно светлым, так и чересчур темным. Для исправления этой ошибки можно воспользоваться инструментом “Яркость”. Также, можно поискать в своем редакторе инструмент “Экспозиция”, работающий по немного более сложному и правильному алгоритму. Используя эти или подобные инструменты надо постараться добиться того, чтобы кадр выглядел так, как вам необходимо, а не “как камера сняла”.
Кроме экспозиции и яркости существует еще пара инструментов, которые не стоит обходить вниманием. Это инструмент“Контрастность” и инструменты вытягивания светов и теней. При этом надо понимать, что эти инструменты прямо противоположны по своему действию: если увеличение контрастности делает тени более темными, а света – более светлыми, то при вытягивании светов мы уменьшаем их яркость, позволяя тем самым увидеть детали в светах, а при вытягивании теней – высветляем их тоже с целью улучшения их детализации. Если процесс вытягивания светов и теней сделать очень-очень сильным, то в итоге мы запросто можем получить нечто, напоминающее так популярный недавно HDR.
Также очень серьезной ошибкой при съемке является ошибка определения точки белого. Как правило, это делает автоматика камеры и разумеется, не всегда удачно. Для исправления этой ошибки можно воспользоваться различными методами инструмента “Баланс белого”, если он существует в вашем редакторе. Это может быть как “пипетка”, которой надо выбрать любую точку в кадре, которая должна быть любого оттенка нейтрально серого: от белого до черного, так и набор движков, позволяющих изменить общие тона кадра так, чтобы белый стал чисто белым, а не синеватым, желтоватым или, например красноватым.
Если инструмент “Контрастность” относится к освещенности, то инструмент “Цветность” или “Насыщенность” регулирует контрастность цветовую, то есть именно общую насыщенность цветов вашего кадра. Как правило, эта коррекция тоже нужна, так как большинство камер при настройках по умолчанию снимают кадры слегка блеклые, сероватые, что не соответствует настоящим цветам в жизни.
И последнее, на чем бы хотелось остановиться, это корректировка цифровых (тепловых) шумов матрицы. Для исправления зашумленных кадров существуют как инструменты в редакторах, так и отдельные программы или плагины (надстройки) для редакторов, позволяющие, используя различные алгоритмы, в том числе и довольно сложные, устранять цифровые шумы в кадре. Стоит отметить, что цифровые шумы бывают двух типов – яркостные и хроматические. Соответственно, с первыми бороться относительно просто, со вторыми – сложнее.
Кроме удаления шумов стоит также обратить внимание на так называемую “контурную резкость” кадра. Если в вашем редакторе есть такой инструмент, то он увеличивает резкость исключительно в области резких контрастных переходов – на краях резких объектов и т.п. и позволяет тем самым повышать визуальную детализацию кадра.
Разумеется, на этом обработка большинства художественных кадров не заканчивается. Это действительно только начало создания настоящего шедевра, но для большинства начинающих этой информации, думаю, будет достаточно.
Если вы научитесь пользоваться инструментами вашего редактора в этом объеме, и будете стараться приводить каждый кадр, достойный зрителей хотя бы в состояние максимально близкое к реальному – к тому, что вы видите глазами, ваши кадры будут иметь качественный “профессиональный” вид.