Наверняка вы хотели бы, чтобы каждый ваш кадр был произведением искусства, ну, или в крайнем случае, его было бы приятно поставить в качестве заставки на рабочий стол вашего компьютера.
Для того, чтобы сделать ваши фотографии привлекательными, притягивающим внимание, завораживающими, нужно хорошо понимать основы композиции кадра.
Вот основные правила композиции, используемые в живописи и в фотографии.
В кадре обязательно должен быть элемент, который является главным и приковывает к себе внимание. Необходимо, чтобы взгляд зрителя не метался по кадру в поисках чего-то важного, не в силах остановиться на чем-то конкретном. Покажите ему, что главное в кадре.
Объекты, которые сами по себе притягивают внимание:
Лицо или фигура живого существа.
Необычный объект.
Простые четкие формы (прямоугольники, треугольники, круги).
Фокус – на главное.
Тут, я думаю, все понятно: главный элемент кадра, к которому мы хотим привлечь внимание, оставляем в фокусе, а все остальное делаем менее резким.
Правило третей.
Размещайте важные элементы снимка вдоль линий, делящих кадр на трети, а самое главное (смысловые центры) — располагайте на пересечении этих линий.
Ведущие линии.
Используйте естественные линии в кадре, чтобы акцентировать внимание зрителя на смысловых центрах кадра и общей композиции.
Диагональные линии.
Правильно расположенные в кадре диагональные линии придают динамичность и задают настрой кадра.
Обрамление.
Используйте естественные рамки, такие как окна и двери. Также, в качестве обрамления, выделяющего главное, можно использовать эффект виньетирования.
Соотношение фигуры и фона.
Найдите контраст между объектом съемки и фоном по цвету или яркости. Контраст может даже быть предельно высоким: например, черное на белом.
Насыщенность.
Сделать главный элемент в кадре очень ярким и/или очень цветным. Или же разместите сзади или очень близко к нему источник света. Яркие цвета автоматически приковывают наше внимание.
Заполняйте кадр.
Подойдите поближе к тому, кого вы снимаете, не оставляйте бессмысленных полей. Однако, не обрезайте лишнего.
Внимание – на глаза.
Расположите правый или левый глаз в смысловом центре композиции. Это придает большую выразительность взгляду смотрящего.
Ритм и повторение образов.
На мозаичные повторы приятно смотреть, но еще лучше, когда фотограф прерывает эти повторения, добавляя объект для контраста.
Симметрия.
Гармония двух половин кадра приятна для глаз.
Структура.
Для того, чтобы изображение выглядело привлекательно нужно, чтобы объекты в кадре были расположены “правильно”. Есть множество различных композиционных решений, как сделать картинку упорядоченной: это и правило третей, и правило ритма, и правило диагоналей. Также, объекты в кадре могут быть связаны расположением по какой-то простой фигуре, например, по углам квадрата или треугольника.
Правил композиции – не так много. Но это всего лишь правила, механическое следование которым не позволит вам создать шедевра. Надо учиться творчески применять их. А затем научиться… так же творчески нарушать.