Про Вагнер. История.
Идея принадлежала одному из руководителей ГУ (уже покойному). Практическая реализация на начальном этапе генералу Алексееву и будущему Министру обороны.
Под крышей конгломерата легальных частных коммерческих холдингов (условно – ООО), владелец (ЕВП) которой был лично очень близок к В Путину, было создано вооруженное формирование (ЧВК) решающее военные задачи за пределами Родины, которые по каким-либо причинам не может решать напрямую МО и даже ГУ через свои аффилированные легендированные структуры.
Финансирование осуществлялось из бюджета МО РФ через оплату легальных тыловых контактов с ООО. Все бойцы ЧВК – официальные сотрудники ООО, на временных трудовых соглашениях (контрактах), полностью получающие зарплату «в белую».
МТО, логистику, тыловое обеспечение, медобслуживание, учебную базу и т.д. для ЧВК обеспечивало МО по встречным контрактам с ООО. Часть средств на содержание ЧВК в ООО поступали также по контрактам с УДП, Администрацией СПб и Минобразования.
Ценообразование на услуги и товары с обеих сторон и финансовый оборот в рамках коммерческих взаимоотношений осуществлялся таким образом, что в итоге на счетах ООО оседал только кэш на ФОТ сотрудникам ЧВК, все остальные финансовые средства фактически не уходили за пределы МО и других финансирующих деятельность ЧВК государственных организаций.
Чистой прямой прибыли именно от деятельности ЧВК владелец ООО не имел и работал «за патриотизм». ООО официально всегда было убыточно. Немалую выгоду ЕВП получал из большого количества сопутствующих бизнес-проектов в процессе деятельности ЧВК по основному направлению за рубежом.
В период СВО финансирование ЧВК государством несколько изменилось. Был заключен отдельный большой контракт с ООО как подрядчиком по участию в войне, по которому МО платило ООО около 25 млрд.рублей в месяц. Военную технику вооружение, БК, все снаряжение, средства связи и т.д., транспортные услуги в рамках этого контракта МО предоставляло ООО “в бесплатную аренду”. Деньги полученные ООО от контрактов с государством шли на закупку дополнительного оборудования и снаряжения, помимо полученных от МО.
Сначала административно ЧВК фактически управлялось ГУ. Но постепенно, нарабатывая опыт и формируя свою систему управления, используя рост собственного авторитета в глазах Президента и личную близость к нему ЕВП удалось вывести ЧВК из под реального контроля ГУ и руководства МО.
Уйдя из под опеки огромного коррумпированного неэффективного бюрократического аппарата МО и часто ничего не смыслящих в реальной боевой работе карьеристов-генералов, но полностью сохранив приоритетное обеспечение своей деятельности через тыл МО и крышу в лице АП руководителям ЧВК удалось создать самый эффективный боевой пехотный штурмовой механизм не только в России, но и пожалуй во всем мире (здесь я согласен с ЕВП).
В конце 2016 года, после скрытого острого конфликта с МО по прямому указанию Президента ЧВК были назначены новые кураторы, не из МО и ГУ. За Шойгу оставалась формальная сторона финансово-хозяйственного обеспечения ЧВК, которое всегда осуществлялось на высшем уровне по максимальным разнарядкам.
Новые кураторы ЧВК от имени Президента в управленческие дела ЧВК не вмешивались, в основном занимались прикрытием «художеств» ее сотрудников в тылах (чего только один Герой России А.Трошев стоит) и лоббированием вопросов обеспечения работы ЧВК в органах государственной власти России.
К 2019 году ЧВК стало практически отдельной неприкасаемой структурой в системе силовых структур России и самой эффективной в решении поставленных высшим руководством страны очень сложных и щепетильных задач.
Неустойчивая лабильность и общая психопатическая неуравновешенность личности Пригожина кураторами принимались как допустимое, а самое главное контролируемое чудачество, даже полезное для дела.
Самым главным приемом пробивания и решения вопросов на всех уровнях у ЕВП, очень часто были контролируемые им истерики и спекуляции на мега-крыше в лице лично Президента.
Близкие к Пригожину люди всегда поражались его способности мгновенно переходить от состояния совершенного отмороженного безумного беспредельщика к образу расчетливого выдержанного и корректного дельца. От сверхамбициозного самостоятельного и никому не подчиняющегося лидера к гибкому лизоблюду, демонстрирующему полное подчинение и собачью преданность.
Правда, с течением времени прямо пропорционально росту и силе ЧВК круг тех из элиты, кому демонстрировал свою подчиненность ЕВП быстро сокращался, и наоборот число тех кого он «размазывал» нахрапом решая свои вопросы увеличивался (а значит увеличивалось количество могущественных врагов наверху).
К началу СВО тех, перед кем он продолжал делать «ку» осталось только четыре персоны (те самые кураторы) и конечно сам Президент.
СВО окончательно превратила ЧВК в самое (и к сожалению, пока единственное) эффективное и боеспособное войсковое объединение ВС РФ – полноценный армейский корпус укомплектованный по штатам военного времени, к тому же и самый обеспеченный.
С учетом огромного некомплекта и острейших проблем с управлением и обеспечением в других подразделениях ВС РФ, можно смело приравнять ЧВК по значимости и объему решаемых им оперативных задач в СВО к оперативному направлению (почти военному округу).
После взятия Соледара Пригожин окончательно “потерял берега” и теперь делал «ку» только перед Президентом.
ЧВК являлось единственным соединением в зоне СВО, которое обеспечивалось по установленным боевым нормам. Правда и потери несло также по расчетным нормам успешного наступления – самые большие в группировке.
На сегодняшний день около 70 % общих потерь группировки приходятся именно на ЧВК.
С тремя другими кураторами ЕВП теперь общался как с равными, с остальным высшим истеблишментом откровенно конфликтовал или контактировал с пренебрежением – «через губу».
Это не могло не привести к тотальному управленческому вакууму вокруг Пригожина, поскольку Президент не может лично постоянно решать все текущие проблемы одного, пусть даже лучшего армейского объединения. Результат такого позиционирования всегда один – отступника система съедает тем или иным способом.
И дело здесь не в личности Шойгу или Герасимова (хотя их самих следовало отправить в отставку еще год назад). Правила функционирования системы (пусть полусгнившей и слабой) действуют неумолимо, пока система существует.
ЕВП восстановил против себя практически все центры влияния и сам государственный механизм, а ведь Президент является вершиной этого механизма. Он не может ради ЧВК рушить под собой опорные конструкции. Пригожин, постоянно «пьяный» от достигнутого собственного величия и могущества, этого понять был не в состоянии, продолжая терять адекватность.
16 июня МО и УВП официально уведомили ООО о прекращении с ним с 1 июля всех финансово- хозяйственных и коммерческих отношений. Одновременно сотрудникам ЧВК было предложено до 1 июля перейти на работу в ЧВК «Редут» (по «переводу» без потери трудового стажа) или напрямую в МО РФ, как в составе подразделений, так и индивидуально.
На вопросы командиров штурмовых отрядов (ШО) и служб, что им делать дальше, Пригожин заявил, что у него есть отличный план, с которым согласен Президент, но для отмашки на его реализацию надо «немного подтолкнуть Хозяина», который проявляет как всегда свойственные ему колебания и нерешительность в надежде, что «сама проблема как–нибудь рассосется».
Практически форсировать раньше намеченного срока реализацию своей безумной чудовищной авантюры Пригожина заставила именно информация от 23 июня о подготовке МО к его встрече в Ростове, а также о непоступлении очередного очень крупного платежа от МО на счета его ООО. Уже через два дня зарплату сотрудникам ему выдать было бы просто нечем.
Тогда он дал команду обналичить все имеющиеся на расчетных счетах средства и начал действовать немедленно.
Объяснение для командиров среднего звена было очень простое «помочь Президенту убрать Шойгу и Герасимова и принять решение о преобразовании ЧВК в Первый Президентский штурмовой корпус особого назначения». Младшим командирам и рядовому составу вообще ничего не объясняли, просто отдали приказ.
Из восемнадцати членов «Совета командиров» выполнить его указание согласилось тринадцать. Отказались пятеро, из них три командиры ШО (в их числе знаменитый “Лотос”). В общей сложности около 20 % личного состава ЧВК изначально отказались выполнить приказ на выдвижение.
ШО – это полноценный штурмовой батальон. Их в ЧВК двенадцать. Восемь командиров из двенадцати – Герои России. Все они настоящие воины: боевые командиры с деформированным сознанием, похожим на сознание маньяков. Во-первых, приказ непосредственного командира для них свят. Во-вторых они осознают, что совершают ужасное, но не в силах сопротивляться внутреннему коренному требованию выполнить поставленную задачу во чтобы то ни стало, и между здравым смыслом и приказом всегда выбирают приказ, что идеально для солдата.
Первоначально день Д (начало мероприятий «по подталкиванию») планировался на 30 июня . Данные об этих приготовлениях поступили в МО сразу же после начала подготовительных мероприятий в ЧВК. Но прочти никто ни среди кураторов ни в МО не верил до конца, что на это в ЧВК решатся фактически. Значительное число лиц из числа «Совета командиров» также считали, что «Викторович просто кидает понты» и рассчитывает, что сама эта, почти открытая подготовка к «маршу», «подтолкнет Путина принять его план».
Сам «план» заключался в переводе всего ЧВК на государственную службу в виде Первого президентского штурмового корпуса особого назначения, с подчинением корпуса напрямую Президенту, отдельными органами тылового обеспечения и отдельной статьей финансирования в государственном бюджете.
Вместе с тем, на всякий случай план блокирования этих возможных действий был запущен МО со сроком исполнения мероприятий к 29 июня.
ЕВП были поставлены следующие боевые задачи:
Первой Группе (около 6 тысяч человек) под руководством «Ратибора» и самого ЕВП – блокировать и занять Штаб ОГВ и аэродромы в зоне оперативной досягаемости для исключения нанесения ударов авиацией по ЧВК.
Второй, Третьей и Четвертой группам (около 8 тысяч) по руководством «Вагнера» ускоренным маршем двигаться к Москве. Войти в Москву до конца дня 24 июня, блокировать и занять здание центрального аппарата МО на Фрунзенской набережной.
Пригожин был уверен и убеждал в этом высших командиров, что сопротивления оказываться им не будет, большая часть народа встретит действия ЧВК ликованием и поддержкой. Уже к утру 24 июня с ним на связь выйдет Президент и они «еще до обеда все разрулят в лучшем виде».
Для меня остается загадкой, как в такую дичь поверили высшие командиры (даже несмотря на наличие у большинства из них боевых дефектов в сознании) и самое главное, как себя заставил поверить в реальность плана сам ЕВП, несмотря на свои полупатологические психические особенности.
В части расчета на неоказание сопротивления на первом этапе план почти сработал. Штаб ОГВ был взят под контроль без сопротивления. Комендантская рота сложила оружие, а отряд ССО просто не оказал сопротивления, якобы после соответствующего приказа откуда-то сверху.
А дальше «Панцирь» Первого отряда стал сбивать все военные борта, попадающие в зону его поражения. Практически все они осуществляли вспомогательные функции, глушили радиосвязь по ходу движения колонн ЧВК и перехватывали разговоры его командиров.
Первый борт Ми-8 МПР был сбит в 20:13 – сразу же после начала движения колонны на Москву.
После такого кошмара на уровне оперативного штаба противодействия мятежу было принято спонтанное эмоциональное решение нанести поражение самим колоннам в движении (которое было почти сразу же отменено, говорят по указанию самого Президента). Но за это время «Панцирь» успел сбить еще и боевой Ка-52.
Тем временем ЕВП никто так и не позвонил, а вместо этого прозвучало обращение Президента. ЕВП понял, что проиграл.
Потом был звонок А. Лукашенко и торг.
На самом деле Батька был лишь «лицом» второй стороны торга. Фактически переговоры вели А. Вайно и А. Бортников.
Поначалу ЕВП выдвинул максимальное условие (о том самом Первом Президентском корпусе особого назначения и прямом бюджетном финансировании) и настаивал на нем приблизительно до 18:00.
В ходе переговоров Пригожин (не понимая, что уже фактически сам уничтожил свою ЧВК) предлагал в случае принятия его варианта решения кризиса немедленно, правда, уже в новом статусе выдвинуться на самый острый участок фронта и решить очередную сложнейшую фронтовую задачу. В этом контексте звучали Авдеевка, Харьковское направление, Купянск и Красный Лиман. Ему же предлагали в ответ немедленно сдаться, сложить оружие или быть уничтоженным.
К 18:00 у колонн Д. Уткина стал заканчиваться ГСМ, еда и зарядка в смартфонах. Отдельные бойцы стали отставать от колонн после звонков от близких, эмоционально рассказавших об обращении Президента, отношении народа к «маршу», жалующихся, что зарплатные карточки заблокированы, а к ним приходят сотрудники силовиков, рассказывающие об ожидающих бойцов ужасах, если они немедленно не сдадутся. Количество таких отставших стало расти в геометрической прогрессии после 18 часов.
К чести ЧВК, грабежей АЗС и продовольственных магазинов при этом с их стороны почти не было допущено.
Около 19:00 на границах Московской области колонны уперлись в укрепрайоны, обеспеченные РЗСО, расчетами ПТУР и гранатометов. По флангам на обочинах шоссе занимали позиции отряды СпН. Причем количество сил и средств для противодействия ЧВК увеличивалось прямо на глазах бойцов ЧВК, в то время как их ряды постепенно таяли.
Вероятно, часть бойцов, если бы поступил приказ развернуться в боевые порядки и начать бой, сделала бы это, и даже, может быть, прорвала бы первую линию оборону, но затем все равно была бы полностью уничтожена, потому что к тому времени подавляющий перевес в силе и огневой мощи был уже на стороне властей.
Д. Уткин уединился с А.Дюминым на дорожной АЗС и после короткого разговора предложил ЕВП «быстрее решать вопрос». А тут как раз подоспело компромиссное предложение Батьки перебазироваться в Белоруссию.
Еще бы час-два кофебрейка с А.Дюминым и ЧВК просто бы сдались на милость властей. Вероятность полечь в братоубийственной схватке была минимальна. Но В. Путин решил не рисковать и пойти на компромисс (что было совершенно правильно).
Кстати, сухпайки, солярку и бензин на обратную дорогу ЧВК дала Росгвардия. У самого «Вагнера» ГСМ и денег на покупку еды уже практически не было.
Можно предполагать, что будет дальше:
В.Путин выполнит обещание и одно большое дело по статье УК «Мятеж» трансформируют во много дел по статье «Самоуправство».
ЧВК ликвидируют, Конгломерат ООО обанкротится. Активы у ЕВП отнимут и “перераспределят”.
Будет возбуждено много уголовных дел по конкретным отдельным эпизодам: умышленное убийство, повреждение и уничтожение имущества, ДТП, повлекшие тяжелые последствия, не выполнение требований представителей власти, уклонение от уплаты налогов, взятки, коммерческий подкуп, злоупотребление служебным положением и т.д.
Тех из сотрудников ЧВК и ООО, кто попадет под эти статьи, осудят, они будут лишены государственных наград и социальных привилегий. Так что Героев России и других орденоносцев через некоторое время у нас станет поменьше.
Остальные уйдут без правовых последствий для себя либо на гражданку, либо на контракт в МО, либо в ЧВК «Редут» и другие добровольческие формирования.