Изначально жанров в живописи, как в искусстве отображения мира в виде изображения, было немного:
- Портрет (человек или группа людей достаточно крупным планом)
- Натюрморт (живописно расположенные неодушевленные предметы)
- Пейзаж (красота окружающей природы с интересным задним планом)
С этими жанрами, думаю, все ясно. Вряд ли кому-то стоит объяснять чем один отличается от другого. Главное тут, что именно изображается: мертвые, красиво расположеные предметы, или живые люди, иди же красота окружающей природы.
Собственно, столько их и осталось до сих пор, что в живописи, что в современной фотографии, а то, что фотолюбители называют жанрами, зачастую оказывается либо направлением в пределах жанра, либо абсолютным выпендрёжем.
Правда, в те же староглиняные времена стали появляться дополнительные жанры:
- Анимализм (портреты животных)
- Батальная живопись (пейзажи или групповые портреты со сценами сражений)
Позже из портретного жанра выделились жанры:
- Ню (обнаженный портрет)
и - Жанровая живопись или Жанр (портрет в интерьере окружающей действительности)
К портретам добавился Автопортрет, из пейзажистов выделились Маринисты, появителись такие технические жанры как:
- Архитектурный (здания вид снаружи, разновидность пейзажа)
- Интерьерный (здания вид изнутри)
- Предметный (объекты, как правило, небольшие)
которые по сути своей не являются художественными.
А также добавились:
- Фантастический (сказочно-былинный)
- Абстрактный (красивое нечто)
И заметьте, на этом жанры живописи, а также и фотографии – заканчиваются!
Иногда, конечно, вводят различные дополнительные жанры, но они по сути своей являются течениями или направлениями внутри какого-то уже известного жанра.
Можно еще выделить, например, нехудожественный документальный жанр Репортажной съемки, в котором у профессионалов зачастую встречаются глубоко художественные кадры. Однако, документальным он может считаться весьма условно, если вспомнить, что все лучшие репортажные кадры – постановочные и, как правило, всегда подвергаются серьезной ретуши.
Из этого жанра любители любят выделять Тревел и Стрит направления, хотя по сути это пейзажи, архитектура, жанровые кадры или портреты, снятые в процессе репортажа на тему “Как я провел лето отпуск”. 🙂
Все остальное – либо переназвания уже существующих жанров (с целью выпендриться), либо возведенные в жанр технические приемы (с той же целью), ибо жанр определяется не способом отображения, а содержанием того, что изображено.
Например, всеми любимая макрофотография насекомых и животных – это всего лишь Анимализм или Натюрморт с применением техники макросъемки.
Ну, черт возьми, почему никто не выделяет в отдельный жанр “котофотографию”?
Или ночная фотография – это всего лишь технический прием, используемый, как правило, при съемке пейзажей или архитектуры. И только.
Иногда встречаются художественные кадры, которые очень сложно отнести к какому-либо определенному жанру. Бывает. Но это не повод тут же сразу вводить новый жанр. 🙂
Поэтому если кто-то заявляет, что он снимает в жанре “ломография”, то скорее всего он либо снимает в абстрактном жанре, не заморачиваясь художественным поиском сюжетов и серьезной постобработкой кадров, либо… просто снимает ломом. 🙂 Впрочем, я об этом уже писал…
Кстати, в известном мультике “Пластилиновая ворона” в разделе “О картинах” есть достаточно полное описание жанров жиописи. Советую посмотреть, если не помните: